Кормящая общественность была взбудоражена постом Доктора Комаровского про грудное вскармливание и так называемое «естественное родительство», хотя в самом начале своего обращения Евгений Олегович четко написал: «естественное вскармливание – идеальный вариант вскармливания младенца». Тем не менее эта публикация поднимает ряд важных вопросов относительно позиции Доктора по поводу кормления после 1 года и использования смеси. Публицист и издатель онлайн-журнала Happy People Анна Ремиш попросила Доктора Комаровского рассказать об этом подробнее.

Анна Ремиш: Евгений Олегович, вы пишете, что «кормление грудью крайне желательно до 6 мес., идеально — до 1 года», однако после года «не имеет биологической целесообразности». Пожалуйста, поясните, почему после года мамино молоко уже как бы и не нужно, на какие данные вы опираетесь?
(Хочу заметить, что ученые до сих пор не могут определить оптимальный возраст отлучения от груди. Сравнение человека и других крупных млекопитающих (в том числе приматов) указывает на разные сроки: от 9 месяцев (период вынашивания) до 2,56 лет (угасание желания сосать, увеличение веса в 4 раза, смена зубов и так далее).

Евгений Комаровский: Я опираюсь на логику и здравый смысл. Если я напишу «секс после менопаузы не имеет биологической целесообразности», от меня тоже потребуют пояснений?

Оптимальность сроков отлучения от груди — это не только медицина (здоровье ребенка, наличие зубов, доступность и выбор продуктов). Здесь задействовано еще и множество социальных факторов: не только ребенок, но и мама, папа, семья, общество. Неудивительно, что «ученые до сих пор не могут определить оптимальный возраст отлучения от груди».

Кстати, я ведь не говорю, что отсутствие биологической целесообразности — повод этим не заниматься? Хочется — кормите, только не воюйте с теми, кто не хочет этого делать.

 

АР: Вопрос о смесях — один из самых болезненных, в том числе и для многих матерей. Ваша позиция по нему не совсем ясна: с одной стороны, вы пишете, что «современные качественные смеси представляют минимальный риск для здоровья ребенка», с другой — «сохранить ребенку здоровье при естественном вскармливании гораздо легче» (http://www.komarovskiy.net/knigi/kormlenie.html). Что, без сомнения, верно, так как и коровий белок, и соя — основа многих смесей — являются чужеродными для организма младенца и несут в себе определенные последствия. Что вы имеете в виду, написав «риск от смеси минимален»?

ЕК: Я не вижу в этом вопросе совершенно ничего болезненного. Просто некоторые женщины вопросы ГВ возвели в ранг религии, а смеси — это дьявольское изобретение…

Минимальность риска — это констатация того факта, что в цивилизованном обществе сравнение состояния здоровья детей на ГВ и на смесях не выявляет существенных отличий. Отличия есть, они в пользу ГВ, но они именно минимальны.

 

АР: Вы пишете про детей, которые до 1012 мес. были на чистом ГВ без допаивания и прикорма, что именно они попадали в больницу с обезвоживанием, так как не умели пить воду. Как это можно увязать с фактом, что грудное молоко очень быстро усваивается (частично уже в ротовой полости), и поэтому некоторое количество жидкости, питательных и иммунных веществ ребенок получит из него даже при сильной рвоте/поносе, а вот с другими жидкостями этого не происходит, так как «временное отлучение ребенка от груди с допаиванием электролитами давало более негативный результат в клинической практике, чем продолжение ГВ» (http://akev.info/images/documents/esli_u_rebenka_kishechnaya_infektzia.pdf)?

ЕК: Вы меня не поняли и, соответственно, приводите неудачную ссылку. Естественное родительство под руководством многих консультантов по ГВ (как правило, не имеющих педиатрического образования и не способных анализировать проблему комплексно) рассматривает попытки поить ребенка (т.н. допаивание) в качестве огромного риска и считает его недопустимым. При этом они не хотят видеть разницу между физиологическими и патологическими потерями жидкости. Как следствие: дети, которые полгода в разгар отопительного сезона живут в жарком и сухом воздухе, кричат от жажды, а несчастные женщины прикладывают дитя к груди 20 раз за ночь, но жидкости не дают… Вопросы же климатической техники и правильных параметров воздуха консультантами по ГВ зачастую игнорируются.

Ребенок, который до 10–12 месяцев не видел ничего, кроме материнского молока, как правило, отказывается пить растворы для пероральной регидратации. Патологические потери (в связи с поносом или высокой лихорадкой) молоко компенсировать не в состоянии, как следствие — обезвоживание и стационар. В США в такой ситуации прокапают и отпустят домой, а у нас — уложат на 2 недели и будут выполнять план койко-дней уколами цефтриаксона или цефотаксима (примеров тому миллионы, но об этом ассоциации консультантов по ГВ вообще думать не хотят).

Ссылка ваша совершенно о другом: есть два варианта действий при острой кишечной инфекции — прекратить на некоторое время ГВ и поить, или продолжить ГВ и поить.

И по ссылке делается вывод, что «временное отлучение ребенка от груди с допаиванием электролитами давало более негативный результат в клинической практике, чем продолжение ГВ». Ну и какое это имеет отношение к поднятой мною проблеме?

 

АР: Как вам сказать… Эта тема — простор для дискуссии, поскольку все-таки грудное молоко очень быстро усваивается. Кроме того, насколько мне известно, профессиональные консультанты по грудному вскармливанию не выступают против допаивания в случае деток старше полугода, хотя соглашусь, что больной ребенок вряд ли будет пробовать что-то новое и незнакомое... Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду под фразой: «существует фактор, определяющий количество молока и совершенно не поддающийся влиянию лекарств, диет и образа жизни, — генетическая предрасположенность». Складывается впечатление, что как часто ни корми, молока больше не будет — генетика... Но ведь количество вырабатываемого молока напрямую зависит от частоты прикладывания и от ночных кормлений. То есть чаще кормим — больше молока (да вы и сами пишете об этом).

ЕК: Я имею в виду, что при прочих равных условиях мы не всегда можем гарантировать эффективность рекомендаций, поскольку есть фактор, не поддающийся влиянию. Сложившееся впечатление — ошибочно. Будете часто кормить — молока обязательно (обязательно!!!) станет больше. А вот хватит его или нет — это уже во многом именно ваши генетические особенности. И, конечно, есть очень показательный момент: огромное количество женщин пытаются свою лень и неграмотность в вопросах ГВ объяснить генетикой. Хотя лень (и это надо признать) — чаще всего и есть главный генетический фактор.

 

АР: Взаимодействие кормящей матери и педиатра — еще одна непростая тема. Вы сетуете на горе-консультантов, а консультанты воют от педиатров и их рекомендаций кормить через 3 часа. Сами вы — сторонник «свободного вскармливания», то есть рекомендуете кормление по аппетиту, но не чаще, чем раз в 2 часа. Не приведет ли подобная рекомендация, особенно в первые месяцы, напрямую к смеси из-за недостаточных прибавок и «маломолока»?

ЕК: Надо четко ответить на вопрос: почему, ну, к примеру, двухнедельный ребенок заплакал через час после того, как его покормили грудью?

Он проголодался (мало молока, проблемы с техникой кормления)?

Есть другая проблема (боль, дискомфорт)?

Большинство ГВ-консультантов связывают детский плач только с голодом.

Я предлагаю думать, искать реальные причины и устранять другие высоковероятные причины плача.

Мало молока? Вот рекомендуемый мною алгоритм действий — «Справочник здравомыслящих родителей», первая часть, глава «Мероприятия, применяемые при недостаточной лактации»:

«Самое главное «мероприятие» — уверенность в победе, психологический настрой на то, что имеющая место недостаточность лактации — это не беда, а мелкая временная неприятность.

  • Всех сомневающихся и суетящихся (папу, бабушек, подруг) — строго предупредить (чтобы не суетились и не сомневались).
  • Максимально и рационально использовать свободное время для отдыха и сна. Внушить родственникам, что своевременный отдых и полноценный сон кормящей мамы позволит всей семье сэкономить значительные средства, поскольку не надо будет покупать ребенку молочные смеси.
  • Исключить допаивание ребенка какими-либо жидкостями, но следить за тем, чтобы он не перегревался (т. е. чтобы не было дополнительной потребности в жидкости из-за потливости или сухого воздуха).
  • Без настоятельных рекомендаций врача не докармливать ребенка молочными смесями по собственной инициативе.
  • Исключить соски и пустышки.
  • Никогда на помешают: теплый душ, включающий умеренный гидромассаж груди; массаж-разминание молочной железы перед и непродолжительное (3–5 минут) сцеживание после кормления.
  • Помнить о том, что самым эффективным и самым естественным биологическим стимулятором лактации является раздражение соска во время сосания, поэтому прикладывать ребенка к груди часто, продолжительность каждого кормления увеличивать.
  • Кормящей маме — обильное питье (компоты, морсы, соки, чай).
  • Лекарства и напитки для стимуляции лактации.»

Ну и что здесь непонятного?

Я согласен с тем, что многие педиатры перегибают палку, но я постоянно ловлю себя на том, что сознательно (!!!) не публикую письма о проблемах с ГВ и вопросы о том, как решить проблемы, связанные с выполнением рекомендаций ГВ-консультантов.

Не публикую прежде всего потому, что реакция на такие публикации всегда одинаковая и близкая к истерикам. При этом сообщество ГВ-консультантов, вместо того чтобы продуктивно анализировать реальные проблемы, пытается истерично бороться с доктором Комаровским. 

 

АР: Да, к сожалению, есть и такое явление. Евгений Олегович, замечу лишь, что консультанты по ГВ все-таки бывают разными и в большинстве своем это грамотные специалисты. Большое спасибо за интервью!

 

опубликовано 29/03/2016 13:22
обновлено 09/04/2017
Интернет

Комментарии 18

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Анна
29/03/2016 15:42

Анна Россия, Санкт-Петербург

Шура, ну как это Комаровскому никто не поверит. Я верю. А вот вам не верю)))) Это же естественно)))) Невежество якобы специалистов по ГВ зашкаливает, некоторые готовы поставить под сомнение таблицу Менделеева, путают углеводы с белком, не знают химический состав ни смесей, ни рекомендуемых ими же якобы продуктов и добавок. Говорят полную чушь. Ничего эти консультанты не изучают. Они обучают друг друга на семинарах, этим и живут. Суются, не будучи врачами, к ребенку, и дают сомнительные рекомендации. Необходимо вообще на законодательном уровне запретить не специалистам (не врачам) давать разного рода рекомендации и консультации. Сначала попотейте в медицинском лет 8, а потом идите к грудным детям с советами.
32
Мама Ильяса
04/04/2016 09:11 #

Мама Ильяса

Вот читаю и, казалось бы, об одном и том же говорят, но почему-то слова дядь Жени
1
demidova Elina
31/03/2016 13:03 #

demidova Elina Россия, Уфа

Все так вопят про огроооомную разницу между детьми на ив и гв, а где пруф? Нормальный, подтвержденный статистикой, исследованиями официальной медециной?
3
Гость
30/03/2016 16:22 #

Гость

Щура, абсолютно с Вами согласна. К сожалению, у педиатров нет времени на изучение новых исследований в области гв и в медицинском мире этому вопросу уделяется крайне мало внимания. И в таких случаях просто незаменимы грамотные консультанты по гв. И просто замечательно, когда медики повышают свою квалификацию на семинарах, курсах и тд., в том числе и в этой области. Лично таких знаю и своего ребёнка только им и доверяю. Потому что у олд скул педиатров на любой чих ребёнка универсальная рекомендация - сиюминутное отлучение от груди. Как будто от этого все проблемы. При чем вменяемых рекомендаций по мягкому отлучению с минимальным ущербом для здоровья мамы и ребёнка, кроме как перетянуть грудь или выпить волшебную таблетку, не дают. Грустно это. И очень странно, что Ваш коммент, Шура, в самом конце...
MamaBogatyrenka
30/03/2016 04:24 #

MamaBogatyrenka Чили, Arica

А мне вот непонятно, почему вообще такая борьба между Доктором и консультантами по ГВ. Он ведь не против ГВ, наоборот, постоянно повторяет, что это самое лучшее питание для маленького ребенка. Я следовала его советам и у меня никогда не было проблем ни с ГВ, ни с его прекращением: ребенок сам отказался в 1г3м. А если бы я следовала настойчивым советам консультантов по ГВ, то, получается, надо было бы насильно давать ему грудь минимум до двух лет. И устраивать себе ненужные проблемы. Доктор как раз учит, как сделать материнство счастливым, а не искать сложности там, где их нет.
11
NataliA
30/03/2016 00:27 #

NataliA Россия

Имела неосторожность в свое время доверится консультанту по ГВ, т.к. пошли лактостазы, сильная боль в груди. Под ее "чутким" руководством ситуация лучше не становилась, даже ухудшалась, а она все чего-то консультировала уже по телефону в течение недели, я следовала рекомендациям слепо... Благо она все же поняла, что перегнула, сказала к врачам обратится, причем срочно. Оказалось, что под ее чутким руководством развился мастит! Обошлось проколом (спасибо грамотному узисту), а могла бы и под нож хирургический пойти:( А так красиво она рассказывала о том сколько там мышц у ребенка работает, сколько элементов в грудном молоке - о чем ее никто не спрашивал, это я и сама читала. Я верю, что где-то есть адекватные консультанты по ГВ, но мне не повезло...
4
juchka
29/03/2016 23:07 #

juchka

Уважаемые спорщики, вместо того чтобы уличать ПРЕКРАСНОГО врача в неточностях, улыбнитесь, покормите уж чем-нибудь своих детей и сводите их на прогулку!!!! Весна)))
9
zazdravnaya
29/03/2016 21:19 #

zazdravnaya Узбекистан, Ташкент

здравствуйте, я консультант по спорам и ругачкам, вот вы Евгений и вот вы, грудные специалисты, не правильно ругаетесь, особенно неправильно вопят специалисты, мало, мало говна льете на доктора, надо кричать громче -записывайтесь ко мне, я вас проконсультирую как именно, а вы доктор, както вы слабо отбиваетесь тоже- наймите меня и я с нашим полчищем специалистов по ругани все мы будем правильно орать и материться от вашего имени:) кому нужно в личку скину номер))))))) а что, идея, бабоньки давайте организуем команду а? деньжишши не малые зашибем и трудиться особо не надо-ни образования ни дипломов, соседская бабка-алкашка лучше всех подскажет как правильно материться:)
6
Irina_ic
29/03/2016 20:46 #

Irina_ic Россия

ГВ - настолько близкий к природе процесс, где желательно отключить мозги и чувствовать ребенка сердцем, связь с малышом, не забывая и о себе. Когда найдется та гармония между мамой и ребенком, никакие консультанты не понадобятся. И мама сама поймет, как часто, сколько, до какого возраста кормить, вводить смесь или нет. Суета и споры вокруг вопроса ГВ только мешают мамы. Начиная от вопросов родственников уже на выписке из роддома: "появилось молоко, сколько? хватает". Заканчивая советами "дай грудь, не дай грудь, не так, не тогда..." Все это маму сбивает и очень сильно. Каждая пара "мать-ребенок" настолько индивидуальна, что ни в какой книжке не будет информации, как им действовать.Да и ситуации в жизни бывают настолько разные, кому-то необходимо прекратить раньше времени ГВ, кто-то млеет от созерцания дитя у груди. Как тут можно судить со стороны Педиатры нужны в вопросах здоровья, консультанты именно для консультирования по каким-то моментам вскармливания (будь то использование накладок, молокоотсосов итп) Но в остальном любая мама справится сама, если отдастся материнскому инстинкту.
6
Yelena
29/03/2016 20:34 #

Yelena

" дилетантизм рождает пошлость, поверхностность, непрофессионализм и огромные потери!". Простите, где институт в котором учат на "консультантов по грудному вскармливанию"?)) я собаку-то неучам не доверю..
12
atlee
29/03/2016 16:58 #

atlee Россия, Москва

Пока сам себя не процитируешь, никто не процитирует. Спасибо, доктор. Ну теперь имеющий глаза да увидит.
7
ksenichik
29/03/2016 16:33 #

ksenichik Россия, Челябинск

Я тоже против консультантов по ГВ без мед.образования. И мне глубоко безразлично, что они там сами изучали.... У меня двое малышей, дочку кормила до года, сына до 5,5 месяцев. Болеют одинаково- ходят в садик - болеют, не ходили- не болели вообще. В садике болеем реже всех- два месяца ходим- неделю болеем, а не как другие дети- неделю ходят- две болеют. Меня мама вообще не кормила грудью, на смеси выросла в советское время! В детстве очень редко болела!
7
Шура
29/03/2016 16:25 #

Шура Украина, Киев

я извиняюсь,но если следовать логике ЕО, про секс,то секс с мужем при беременности не имеет биологического смысла, но тыкать что то во влагалище смысл и необходимость имеет,только вместо огурца лучше тыкать фаллоимитатор.
Akhsailo
29/03/2016 16:20 #

Akhsailo

Не люблю консультантов по ГВ именно из-за этой агрессивной пропаганды. Если у мамы по каким-либо причинам не получается кормить ребенка грудью, поверьте, она прекрасно знает о том, что ГВ для ребенка лучше. Но нет, надо впаривать свои услуги, брать за них деньги, а если всё равно не получается, то виновата мамаша. А вы знаете случаи, когда женщины с послеродовой депрессией из окон выбрасывались из-за невозможности кормить ребенка грудью? Консультанты по ГВ, обращаюсь к вам, запомните, лучший совет - тот о котором спросили. Если женщине понадобится ваша помощь, она к вам обратится, но нападая на ЕОК, вы добьётесь исключительно негативной реакции окружающих на ваши 5 копеек.
19
Ren89
29/03/2016 15:32 #

Ren89

Мне непонятно, почему специалисты по ГВ так напали на Евгения Олеговича.. Боятся потерять авторитет в глазах мамочек? Им не хватает какой-то доказательной базы, и они здесь пытаются ее себе заработать?
Мой ребенок был на ГВ до 1,2. Несколько раз молоко пропадало, но во мне всегда оставалась уверенность, что даже если ничего восстановить не удастся, смеси всегда меня выручат. Комаровский всегда умеет успокоить и без того нервных родителей, внушить им уверенность в себе и помочь разобраться во всех нюансах здоровья и жизни ребенка.
Доктор четко дает понять: кормите грудью, если на это есть силы и возможности! Но вы и не станете "плохой матерью", если покупаете смеси. Спасибо ему за все его труды!
18
Sajuri
29/03/2016 15:16 #

Sajuri Украина, Сумы

Мой сын, которому уже 10 лет, вырос на смеси ( с 4 недель докорм, с 3 месяцев - только смесь) и количество и тяжесть его болезней всегда были меньше чем у моего племянника (ему 9 лет), который висел у мамы на груди до 2,5 лет. Наверное дело не ГВ ;) и не в наследственности, а в образе жизни, закаливании, всем том, чему мы научились у ЕОК. А он учит нас главному - думать, делать самостоятельный выбор и отвечать за этот выбор.
19
Котёнок_Рукавичка_Мандарин
29/03/2016 14:27 #

Котёнок_Рукавичка_Мандарин Россия, Щелково

Почему для того, чтобы получить ответы на вопросы, надо быть журналистом?
3
Шура
29/03/2016 14:01 #

Шура Украина, Киев

"Естественное родительство под руководством многих консультантов по ГВ (как правило, не имеющих педиатрического образования и не способных анализировать проблему комплексно)" - доктор, уже много лет одно и тоже. Не надо делать из Гв здорового ребенка медицинскую проблему . Как правило, консультанты изучают так много источников, в основном зарубежных, что они в состоянии оценить, когда ребенка можно консультировать, а когда надо отправить в стационар, передать педиатру. Не обесценивайте нашу работу, все равно Вам не поверят. Глубокие знания физиологии лактации сейчас получают от бездипломных консультантов многие дипломированные медики. И благодарят, и приглашают читать лекции. Хотите, к Вам придем? Мы не гордые. И вы не зазнавайтесь. Отличия детей на ГВ и ИВ не минимальные, лукавство. Если для вас допаивание ребенка более значимо, чем долгосрочные риски ИВ, - остается только удивляться.
4

Скачивайте наши приложения