Каждое утро он приходит в гости к миллионам мам и пап, чтобы подарить им веру в их собственные силы и надежду на лучшее. У него — невероятно позитивная энергетика, бесконечно добрые, немного усталые глаза и большое сердце, которое не перестает болеть за всех нас. В рубрике Гостиная — наш любимый харьковчанин, для детей — дядя Женя, а для их родителей — просто доктор Комаровский.

— Вы родились в семье обычных советских инженеров и стали врачом. Причем не просто врачом, а педиатром…
— Действительно, у нас в роду врачей не было. Я уже об этом говорил: когда мне было 10 лет, родилась моя младшая сестра Таня. И родители очень хитрыми педагогическими приемами сделали так, что ее главной нянькой стал я. Так что ничего другого и не могло быть. Рассматривалась только медицина, причем исключительно педиатрия. Только этот вариант.

— Ваша сестра — тоже врач?
— Нет, она программист. Сейчас живет в Канаде. Если бы она была врачом, она бы бедствовала в этой стране или жила бы с помощью брата.
В этом и состоит весь ужас: эта страна и обеспеченность врача — несовместимы, если ты — честный врач. Если ты не зарабатываешь на «болячках» своих пациентов, если ты не живешь на проценты от лабораторий и аптек, то ты элементарно не можешь выжить, будучи врачом в этой стране.

 

— Вы перешли на платные консультации после должности заведующего отделением. По нашим меркам — неплохая должность.
— По нашим меркам — да, но, тем не менее, можно подумать, что, будучи заведующим отделением областной детской инфекционной больницы, ты можешь выжить на зарплату! Нет. После того как заканчивается рабочий день, ты садишься в машину…Вернее, сначала — не в машину, сначала — на общественный транспорт и едешь на консультации. Я купил свою первую машину, когда мне было 35 лет. Двенадцать лет, чтобы прокормить свою семью, я после работы ездил на частные вызовы на городском транспорте. А когда мне исполнилось 35, я купил себе машину и стал ездить уже на ней, опять-таки, чтобы содержать свою семью и эту же машину.

— Какой был первый автомобиль?
— Шестерка. А какую еще машину может позволить себе доктор? Поверьте мне, то, на чем я езжу сейчас, и то, как я живу сейчас, НИКАКОГО отношения к медицинской практике не имеет в принципе. Это — мои книги.

— В этой стране есть возможность зарабатывать на книгах?
— За книги вы можете получать тогда, когда … Сначала нужно написать книги, которые будут необходимы, востребованы, которые не стыдно продавать. Для этого надо не спать ночей, надо воспользоваться услугами сына-программиста, который создаст тебе сайт. Надо в 1992 иметь компьютер, в 1996 — интернет, а в 1998 — свой сайт. Когда я озвучиваю эти даты, становится понятен путь, который надо пройти.
А кроме всего надо понимать значение фразы «зарабатывать на книгах». На книгах можно обеспечить своей семье более или менее достойное существование, но подобные заработки несопоставимы с торговлей недвижимостью, бензином, газом и откатами в рамках коррупции.
На сегодняшний день, при всей моей абсолютной реализации, я клянусь и, поверьте, никоим образом не кокетничаю, что, если бы сейчас я начал свою жизнь сначала, я бы ни за что и никогда не стал бы детским врачом. Потому что сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, через что мне пришлось пройти: через смерти, через курение по две пачки в день, через кучу завистников, людей, которые рады КАЖДОЙ ситуации, когда у меня что-либо не получается… Когда у Комаровского возникают, например, трудности с диагнозом, так половина харьковской медицинской общественности испытывает чувство глубокого удовлетворения.
Я уже давно перестал на это реагировать. Даже считаю, что это нормально, это свойство природы человека. Я просто понял, что если обращать внимание и реагировать на всю эту мышиную возню, сплетни и клевету, жизни не хватит. Другой вопрос в том, что тысячи тех, кого ты спас, не идут ни в какое сравнение с тем одним, которого спасти не удалось…Этот один перекрывает всё, что ты сделал за свою жизнь. Когда ты вовремя правильно поставил диагноз и вылечил, тебе кажется, что любой бы на твоем месте так поступил. А когда ты вылечить не смог, ты все время думаешь, что, может, кто-то другой бы и справился… Это ложится камнем на твою душу, на твою совесть. А ты все время «в окопах», все время на переднем крае, тебя зовут не туда, где сопли, а туда, где очень плохо…Я живу так с 18 лет. В 18 лет я переступил порог отделения детской реанимации.

— Это очень тяжело!
— Да. Мальчишкой я проработал три года медбратом отделения детской реанимации. Вот где я насмотрелся! И после института проработал восемь лет врачом. И каждый день —смерти… Так что я не хочу это повторять! Тогда казалось, что, когда выходишь утром из операционной после того, как спас кого-то, положительных эмоций хватит надолго. Но эйфория очень быстро проходит. И еще: никто и никогда не будет бегать за тобой и говорить тебе спасибо. Такого не бывает. И это — тоже в природе человека. Поэтому мальчики и девочки, которые хотят поступать в медицинский, те, последние, которые еще хотят туда поступать, готовы становиться стоматологами, акушерами-гинекологами, косметологами…

— Но не педиатрами?
— Что вы! Открыть дверь и сказать: «Ваш ребенок умер»? Или бегать по участку? Этого никто не хочет. Все хотят быть доцентами, профессорами и КОНСУЛЬТИРОВАТЬ бедных и голодных врачей. Пойдите в нашу Харьковскую областную больницу и посчитайте, сколько там кафедр и сколько на этих кафедрах доцентов, ассистентов, профессоров… И каково соотношение тех, кто учит, как надо лечить, и тех, кто лечит на самом деле. И когда ты лечишь, а вокруг тебя бегает толпа якобы ученых, то тебе хочется плюнуть на все и уйти. Из моего курса половина — уже не врачи, понимаете? Я не говорю о тех, кто спился или умер. Люди честные, порядочные и умные прекрасно понимают, что, сохранив честь и врачебную этику, в этой стране, в этой специальности ты жить еще хоть как-то можешь, но прокормить свою семью уже не в состоянии. Элементарный пример. Моя жена — врач, детский окулист. Проработала в поликлинике 27 лет. Принимала в день по 40—50 человек. Мы сели, посчитали, и оказалось, что государство платило ей за прием одного больного 25 копеек. Понимаете, здесь это столько стоит! И скажите, сейчас, когда я могу содержать своих близких самостоятельно, есть ли хоть какой-то смысл в том, чтобы моя жена работала? Чтобы она, специалист высочайшего класса, ходила в обшарпанную поликлинику и сидела в кабинете (где она за собственные, а вернее, за мои деньги сделала ремонт) и приходила домой — никакая, приняв 50 человек в день? Нет, в этом никакого смысла нет. Поэтому где моя жена? Она — дома. Дома, с цветочками, кошечкой, собачкой, со злым мужем, который уставший приходит с работы. Но она чувствует себя Женщиной. Так вот, кто заинтересован в том, чтобы при катастрофической нехватке квалифицированных врачей, высококвалифицированный врач был на пенсии? Ответа нет.
Беда в том, что вы, молодые люди, надеетесь, что вам удастся вырастить ребенка и не попасть с ним «в халепу». Такого не бывает. И рано или поздно вы ночью схватите телефон, будете звонить и кричать. А к вам приедут те, кто не может вам реально помочь, так как вы — не человек, которому нужно помочь, а объект, на котором можно заработать. А вам сейчас очень плохо, и вы готовы на все, вы не можете анализировать. И я вижу, что ситуация все больше усугубляется. Самая острая, самая страшная проблема сейчас — это вымирание медицинских кадров, того последнего поколения врачей, для которых медицина — это еще искусство.

— Вы — самый читаемый писатель Украины. Ваши книги написаны нормальным человеческим языком для обычных людей…
— Начнем с того, что моя медицина — это медицина прикладная. Я не пишу практически ничего, чего бы я не прочувствовал на собственной шкуре. И я ответственно заявляю, что 80% успеха лечения — это сделать родителей и врача единомышленниками. Причем у каждого, кто принимает участие в лечении ребенка, должно быть свое место. Если в лечении принимает участие и бабушка, значит, и ее место должно быть определено. Должны быть четко расставлены приоритеты. Сплошь и рядом в этой стране авторитет бабушки в несколько раз выше авторитета участкового педиатра. Врач в принципе не воспринимается как источник медицинских знаний, а воспринимается как источник бумажек.

— И лекарств.
— Нет, у нас «источником лекарств» выступает бабушка. Детям как раз лекарства нужны гораздо реже. Но что вы скажете о враче, который не назначил вам лекарства? Врач знает, что вы от него хотите. Вы хотите лекарств. И вы их получаете.
Сегодня я вижу абсолютный тупик медицины в том, что, лишь апеллируя к совести голодных врачей, мы проблему не решим. Путь через родителей гораздо короче и эффективнее. Я понимаю, конечно, что не охвачу стационарного лечения серьезных больных, но остальные 85—90% болячек можно вылечить с минимальными усилиями при условии полного взаимопонимания родителей и доктора. У нас, к сожалению, идут вечные поиски виноватого: «Ты его застудила!», «Нет, это ты на него чихнул!» или «Нет, это доктор не то назначил!» Т.е. нам надо не ребенку помочь, а решить, кто виноват. То же — в масштабах страны. Возьмем медосмотры в школах. Врач смотрит по 500 человек в день. Что он может увидеть? Получается, что доктор — это официально назначенный государством козел отпущения. Виновато будет, если что случится, не государство, которое не может нормально обследовать детей, поставить в каждую школу дефибриллятор и научить им пользоваться. Виноват будет доктор, который якобы что-то там не услышал, когда в кабинете у него находилось шестеро детей, пятеро из которых орали. Врач не может возражать. Он больше ничего не умеет! Что бы с ним ни сделали, он на это согласен. Он говорит, что ему положено 800 человек на участок, а у него 1200. А ему в ответ: а мы поставим тебе дежурство в Новый год, а мы тебя не пустим в отпуск, когда ты хочешь, а мы переведем тебя на самый дальний участок и т.д. Существует огромное количество административных рычагов! Парадокс в том, что остаются только те, кто не может за себя постоять. А те, кто могут, либо становятся начальниками и гнобят тех, кто остался внизу, либо вообще уходят. У нас чуть ли не каждый второй депутат имеет диплом врача! Это ж надо уметь.

 

— Что для вас Харьков?

— Всё. Здесь мой дом, моя семья, мои друзья. Приезжая в Киев, в Москву, Алма-Ату, иногда ловишь себя на мысли, что ты ищешь повод, чтобы плюнуть на все это: на город, которому ты не нужен, который тебя не замечает…Но я люблю его. Здесь я помог тысячам. И задолго до того, как меня стали показывать по TV, я уже не мог ходить ни в один супермаркет города. Задолго до того. Потому что любой супермаркет — это 3—4 знакомых, моих пациента…Это крики: «Доктор!», а чаще: «Доктор, подождите, у нас плохой анализ мочи!» В этом — менталитет города. В Москве, например, другая культура. Меня совершенно потрясло, когда в ресторан, где мы сидели, зашел Иван Ургант. И никто не отреагировал! Никто не бросился с криками: «Ваня, подпиши мне вот это!» А у нас, если ты зашел в ресторан, то, пока ты официантке не напишешь что-нибудь, тебя не накормят! Нет, все это — с добрым сердцем, но так хочется иногда «забраться в ракушку».
Поймите, я не шел к известности ради собственных амбиций — жизнь заставила. Когда ты видишь, что рушится дело всей твоей жизни, что то, чему ты посвятил себя, погибает, и ты ничего сделать не можешь, а у тебя есть долг перед этой страной, перед этим городом… И если в этой стране бабушки верят усатому дядьке из телевизора, это становится для тебя аргументом, и ты идешь «в телевизор». И пытаешься оттуда внушить всем родителям: пока вы сами не возьмете на себя ответственность за своего ребенка, ничего у вас не получится. Размножаетесь? Учитесь. Нечего в этой стране размножаться, если вы не знаете, как вести себя с детьми! Наша школа дает детям огромное количество знаний. Но мы не учим их ЖИЗНИ. Причем эти знания мы только якобы даем. Они же их не получают. Вы научите детей технике безопасности, научите, как помочь при соплях и температуре, научите их контрацепции, наконец. Это важнее синусов, косинусов и даже того, какой город — столица Зимбабве. Это намного важнее.

— Вы лечили разных детей. В том числе и известных родителей. В жизни это пригодилось?

— Нет. Ко мне приходит женщина с ребенком. На приеме я понятия не имею, кто они такие. Мне все равно. Главное — помочь ребенку. Я часто узнаю о том, кто мои пациенты, когда вижу их потом по TV. Но если я чувствую, что вынужден корригировать свое лечение потому, что родителям надо быстрее, если мне будут рассказывать, чт мне надо делать только потому, что папа ребенка — олигарх, я могу позволить себе уйти. Я никому не обязан читать лекции. Наверное, главное для меня как врача то, что я могу позволить себе общаться только с единомышленниками. Поэтому сейчас у меня прекрасные результаты. И каждый раз я все больше убеждаюсь, что интенсивность выздоровления определяется мамой и папой, которые общаются с доктором на одном языке. И как этого добиться в масштабе всей страны, я тоже уже понимаю. Это — курс специального школьного образования, это — учебник родительства, это — основы безопасности и неотложной помощи для мам, пап и детей. Это — культ семьи в стране. Это — обсуждение не газа, флота, языка и т.д., а поликлиники, врача, беременности, вакцинации, детского сада… Вот что надо обсуждать! Это — вопросы, которые волнуют КАЖДОГО нормального человека. Но к политике это не имеет никакого отношения.
У меня вышло 13 книг. Эти книги продаются. У меня — авторские права и свое издательство «Клиником». Т.е. я могу совершенно спокойно жить в домике в деревне и писать. Но мне СТРАШНО за нашу страну. Мне, лично, страшно. Приведу пример. Китайцы подписали с нами договор. Они книги «ОРЗ» и «Здоровье ребенка» переводят на китайский язык. Меня охватил ужас, когда я представил, что я взял в руки книгу доктора Комаровского на КИТАЙСКОМ, но я не могу до сих пор взять книгу доктора Комаровского на УКРАИНСКОМ. Мне стало стыдно. Поэтому было срочно принято решение о качественном переводе на украинский. Это надо МНЕ, чтобы не было общенационального позора, чтобы книги самого читаемого автора страны выходили на государственном языке. И я этим занимаюсь, чтобы не было стыдно МНЕ. А те, кто кричит о государственном языке… Им все равно.

— Как живется вашей супруге с вашей известностью?

— К счастью, моя известность совпала с ее пенсией. Поэтому она может не ходить в поликлинику, где все будут показывать на нее пальцем и шипеть: вот жена Комаровского. Все всегда хотят, чтобы прима поломала ногу. Это нормально. Нельзя требовать от людей, чтобы они за тебя радовались… Они на это не способны.
Но я, например, когда узнал, что Яна Клочкова, олимпийская чемпионка, тренировалась у нас в Локомотиве, был горд. Горд за Харьков, за то, что я — харьковчанин. И то, что Яна Клочкова сейчас живет в Киеве, я считаю нашей с вами потерей. Я горжусь, что все знают, что я из Харькова. Меня на съемках часто спрашивают: «А что, вы в Киеве не принимаете?» «Нет, — отвечаю.— Приезжайте в Харьков». И приезжают. А что же город? А ничего. Городу все равно. Нет, он меня не обижает, но, вместе с тем, и не замечает. У меня в Москве были встречи с членами правительства. А в Харькове их нет. Знаете почему? Как только на встрече появится мэр, тут же рядом с ним материализуется какой-нибудь очень умный зам по медицинской части со своей абсолютной истиной, который будет говорить, что Комаровский — гад.

 

— Есть у вас любимые места в Харькове?

— Пожалуй, Красношкольная набережная, хотя я уже давно не могу позволить себе просто пройтись по этому городу. Ночной Харьков очень люблю. Люблю стоять в парке у Вечного огня и смотреть вниз, на освещенный Благовещенский собор. Это невероятно красиво, особенно зимой. Но вопрос в том, что сейчас мои любимые места не могут быть в городе, не могут быть там, где есть люди. Мои любимые места — это Донец, Краснооскольское водохранилище, Ворскла, Днепр… Причем такие места, где какой-нибудь залив окружен со всех сторон камышом, куда я заплываю на лодке и НИКОГО не вижу. Вот это — счастье. Нет, поймите меня правильно! Представьте, что вокруг вас каждый день толпы людей, которые приходят не потому, что им хорошо, а потому, что им плохо. И постоянно нужно себя отдавать, отдавать…Изо дня в день. И рано или поздно наступает момент, когда хочется куда-нибудь забиться.

— И вы уезжаете на рыбалку.

— Да. Уж лучше мучить рыбу, чем жену, не правда ли? Я недавно подумал, что налечился, наверное, лет на тридцать вперед. Я хочу писать книги, готовить свою передачу… Но как я могу позволить себе куда-то деться от людей, которые звонят и спрашивают: «Доктор, вы никуда не уезжаете? Тогда мы рожаем второго». Они рожают ребенка, если знают, что я потом смогу за ним наблюдать! Они верят мне. И я не могу предать их, как и не могу предать тысячи других мам и пап. А потому я буду лечить.

опубликовано 24/12/2010 14:58
обновлено 13/10/2014
Пресса

Комментарии 25

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Дмитрий Николаевич Изяков
02/01/2012 22:43

Дмитрий Николаевич Изяков Россия, Санкт-Петербург

Прекрасное интервью - эмоционально и искренне.
Есть такой Закон Мёрфи "Кто умеет-делает, кто не умеет-учит, а кто не умеет и не учит-руководит" Это про нашу медицину, но это не про нашего Доктора Комаровского. Он и умеет, и учит, и руководит отлично.
2
мама Ульяны и Димки :)
02/12/2013 18:59 #

мама Ульяны и Димки :) Украина, Киев

спасибо огромное!у меня есть силы,желание и уверенность! благодаря ВАМ! спокойно ждём рождения второго ребенка совсем скоро!
oxy
23/07/2011 01:20 #

oxy Украина, Одесса

ПРОСТО СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ.
Гость
17/02/2011 20:58 #

Гость

Евгений Олегович! Я плАчу. Спасибо Вам за то, что Вы есть и за то, что Вы такой. Дай Бог Вам здоровья и сил, веры в победу и единомышленников. Мы с Вами. Вы только продолжайте!
2
Гость
05/02/2011 14:58 #

Гость

Dobryj den doktor. prisoedinyayus k pervomu kommentraiyu iz yaponii, ya tozhe ochen proshu perevesti na anglijskij vashi knigi a to zdes v turcii imeya rebenka ya chuvstvuyu sebya kak v osade, postoyannaya oborona ot vseh rodstvennikov, prohozhih na ulicah, dazhe medsester i vrachej, kogda lyudi kak v istinu veryat, chto ot holodnogo vozduha byvaet gripp, a ot prohladnoj vody rebenok umiraet, za 5 mesyacev mne bolee menee udalos ubedit muzha v obratnom chto rebenka nuzhno zakalyat, no vse ravno trudno objyasnit detali. a tak hohcetsya chtoby on ponyal!!! ya ne hochu kak mestnye do goda ne gulyat s rebenkom na ulice, ya hochu chtoby doma bylo prohladno i chtoby pri 25 gradusah tepla na moego rebenka ne napyalivalivalis tolstye noski, shapka i sharf. i hochetsya perestat slyshat kriki ty ee (nashego rebenka) ubivaesh, ona zaboleet i umret ot otkrytogo okna, ot vetra na progulke i td. pozhalujsta, perevedite na anglijskij!!!!
Гость
01/02/2011 03:34 #

Гость

Izvinite chto pishu translitom. Ya zhyvu v Yaponii i vasy knigi OCHEN prigodilis. Ogromnoe Vam i vashei komande za vse chto vy delaete. Nu, esli uzhe est perevod na kitaiskii, bylo by neploho podumat ob angliiskom i yaponskom. Dokazat inogda svoemu muzhu inostrantsu ne havataet argumentov. Snachala on otnosilsia skepticheski, a potom ponial chto vse rabotaet. Inogda dazhe sprashyvaet: "A chto po etomu povodu dumaet tvoi usatyi doktor?" On tozhe ochen hochet prochitat vashy knigi, no s yazykom poka problemy :-) Vse ravno OGROMNOE Vam spasibo!
Гость
26/01/2011 19:05 #

Гость

Низкий Вам поклон, Евгений Олегович, и огромное СПАСИБО!
Нашему Ильюшке 3,5 года, о Вас и Ваших книгах я узнала на 2-м месяце беременности, и поэтому мне и моей семье - ПОВЕЗЛО!
Я Ваша поклонница и пропагандистка жизни "по Комаровскому", все мои подруги-знакомые беременные получают бессменный подарок вот уже четвёртый год подряд - это Ваши книги.
А первую - распечатку с сайта - мы с мужем прочли (нее - проглотили) за ночь, вырывая друг у друга страницы :)
Если мы решимся на второго ребёнка, то только потому, что многое знаем о том, что нужно делать и что - нет, и опыт первого сынишки показал, что это - РАБОТАЕТ.
После получения второй части с автографом "Ольге - чтоб не пригодилось" - просто не было слов от переполнявших эмоций!

Ваши передачи смотрят мои родители!

Спасибо, что ВЫ - есть, поклон Вашей жене.
1
Гость
21/01/2011 00:39 #

Гость

я вас просто ЛЮБЛЮ!
ВЫ ГЕННИЙ и очень хороший человек.
вот так прочитаешь в час ночи,вроде бы спать надо после двух"кибергов" дома,А БУДТО КРЫЛЬЯ ЗА СПИНОЙ ВЫРОСЛИ, и я лечу....и сразу сил прибавилось, еще десятерых взрастим свами:)))
Гость
19/01/2011 02:51 #

Гость

Евгений Олегович, только начав читать ваши книги я перестал бояться детей) Своих детей очень хотелось, но не было "руководства", а что же делать с ними после рождения. "Споки" (Б.Спок) и иже с ними как-то не внушали доверия, и вот на горизонте появились Вы со своими книгами и видео... Моей малявке уже скоро 4 месяца!
От души благодарю за ваш вклад в медицину Украины.
Гость
18/01/2011 12:58 #

Гость

Большое Вам спасибо за то, что не сдаетесь. Хотя я далека от уверенности, что всех, кто борется за свое дело, ждет успех, но рада за тех, кому что-то удалось. Сама я бабушка. Не могу сказать, что во всем согласна с Вами. Некоторые утверждения кажутся не бесспорными. Но главное, что вы учите молодых думать, оперировать логикой и отвечать за свои действия. А плохо в этой стране не только врачам, а всем, кто конкретно честно работает. Рушится система здравоохранения и система образования. Там та же картина. И может быть поэтому, отчасти, бабушки и мамы не говорят на одном языке с врачем - им трудно доверять сегодняшнему доктору. Так же, как всем нам трудно доверять милиции, ГАИ и прочим. Это глубокий кризис доверия в стране. Увы. А Вам еще раз, СПАСИБО
Гость
18/01/2011 07:08 #

Гость

СПАСИБО, СПАСИБО и еще раз СПАСИБО за то, что Вы делаете и, надеемся, будете делать. Мы всегда Вас поймем и поддержим, потому что Вы умничка и молодчина!!!
Гость
17/01/2011 10:39 #

Гость

Уважаемый Евгений Олегович, спасибо вам за все, что вы делаете.Ваш пример вдохновил и меня,мне вдруг захотелось стать врачем педиатром. Так обидно за наш город и за наших детишек, ведь по сути дела нет у нас такого врача, который бы так отдавался профессии, на все 100%, не смотря ни на что. Причина понятна, но все же... Поэтому решила, иду в медицинский, как только выйду из декретного отпуска. Надеюсь еще не поздно
1
Гость
14/01/2011 22:40 #

Гость

Дорогой Вы наш, Евгений Олегович! Не слушайте Вы этих змеешипов, они просто ни на что другое не способны! Вы очень-очень нужны нам, простым родителям!!! И нашим бабушкам тоже нужны! Я уже одну сделала Вашей единомышленницей,теперь довоспитываю вторую:), чтобы она последующее наше потомство не мучила растиранием водкой и горчичниками.Спасибо, огромное Вам и Вашей приме, за то, что позволяет столько с нами возиться и столько отдавать времени и сил!
1
Гость
13/01/2011 16:28 #

Гость

И я прослезилась в конце.
Евгений Олегович, БОЛЬШОЕ Вам спасибо за все что делаете!
Гость
12/01/2011 10:34 #

Гость

Евгений Олегович, спасибо Вам огромное за Ваш вклад в дело просвещения родителей. За то, что учите нас ЖИЗНИ. Скажу честно, с Вашими книгами, фильмами, сайтом, личными консультациями так легко дается воспитание детеныша, что уже хочется тройню! :) Воспитываем мальчика, 3г 7м
Гость
10/01/2011 22:05 #

Гость

Спасибо Вам большое! Благополучия Вашей семье. Берегите себя!
Гость
09/01/2011 15:47 #

Гость

Спасибо Вам за Ваш труд, небезразличие и благородство!!!
1
Гость
05/01/2011 03:47 #

Гость

"Размножаетесь? Учитесь. Нечего в этой стране размножаться, если вы не знаете, как вести себя с детьми!"© - предлагаю сделать девизом каждой женской консультации)))))))))))и тут же ссылку на сайт доктора Комаровского
2
Гость
04/01/2011 15:53 #

Гость

Красавец-мужчина!
Гость
03/01/2011 11:14 #

Гость

Евгений Олегович, спасибо, что Вы есть, что Вы с нами! К сожалению, до Харькова нам далеко, но надеюсь, нам никогда не придется решиться на такое далекое путешествие. Я бесконечно рада, что познакомилась с Вашим творчеством, ощущение, что знаю Вас лично. С НОВЫМ ГОДОМ И С НАСТУПАЮЩИМ РОЖДЕСТВОМ!!! ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!
Гость
27/12/2010 18:00 #

Гость

спасибо ВАМ большое !!!!!!! я столько всего с Вами узнала!!!!! жаль, что муж меня не поддерживает в правильности выбора лучшего ДОКТОРА!!!!!!!!!

Скачивайте наши приложения